transfer kottedgi Памятник бесплатно Сайт запчастей
Черновик

2019 год стал знаковым на розничном рынке продуктов питания в России. Сразу несколько ведущих сетей признали состоявшийся факт — покупатели разочаровались в гипермаркетах. Россияне стали выбирать другие форматы для каждодневных покупок, а ритейлеры — срочно искать замену теряющим популярность «гиперам». В числе тех, кто пересмотрел свое отношение к самому крупному формату — «Ашан», «Лента», «Магнит» и, конечно, X5 Retail Group.

Торговая сеть «Карусель» фактически будет расформирована

Карусель. Фото X5 Retail Group
Карусель. Фото X5 Retail Group

Пожалуй, самым значимым событием на рынке в прошлом году стало заявление X5 (также владеет «Пятерочкой» и «Перекрестком») о сворачивании сети гипермаркетов «Карусель», которую компания развивала в течение нескольких лет. В последние годы «Карусель» тянула бизнес X5 если не на дно, то сильно в сторону. Выручка «Пятерочки» и «Перекрестка» росла рекордными темпами, а продажи в «Карусели» постоянно падали.

В результате в компании приняли решение все же отказаться от дальнейшего развития проблемной сети, в которую были инвестированы миллиарды. Первые гипермаркеты уже закрываются в Саратове, Волгограде и других регионах.

«Перекресток» вместо «Карусели»?

Первоначально несколько магазинов «Карусель» ребрендировали в «большие Перекрестки» в качестве эксперимента. Когда выяснилось, что продажи растут, решено было перевести под другой бренд и еще 30 гипермаркетов. 20 магазинов «Карусель» было решено полностью закрыть, но процесс этот растянется на два года. Другие объекты, а это около 40 гипермаркетов, пока продолжат работу, но могут быть проданы или переведены под другие форматы, например, открывать на их месте гастромаркеты.

«Лента» закрывает нерентабельные магазины

Лента. Фото из свободного поиска
Лента. Фото из свободного поиска
Третий по величине и один из крупнейших по числу гипермаркетов продуктовый ритейлер «Лента», сменивший собственника, неожиданно закончил первое полугодие 2019 года с убытком в 4,5 млрд рублей. После этого в компании пообещали провести аудит всех действующих магазинов и начать закрывать нерентабельные торговые объекты. Известно, что под закрытие попадут как гипер-, так и супермаркеты в Санкт-Петербурге и Москве, а также в других регионах присутствия торговой сети. Сколько всего магазинов может быть закрыто, в компании не сообщают. Но на сегодняшний день уже прекратили работу семь супермаркетов и два гипермаркета. Ожидается, что новая волна сокращения низкорентабельных точек продолжится в 2020 году.

«Ашан» уходит из ряда городов и сокращает сети

Но если о проблемах с поддержанием выручки в «Ленте» до недавнего времени ничего не было известно, то «Ашан» фактически пытается спасти свои магазины уже не первый год. Одновременно меняя концепцию действующих гипермаркетов, «Ашан» начал резко закрывать самые убыточные гипермаркеты по всей России. Под первую волну сокращений попали магазины в Красноярске, Барнауле, Санкт-Петербурге, Ярославле и других городах. Одновременно в компании начали сокращать сеть супермаркетов «Атак» в городах Центральной России, включая Москву. По различным оценкам, компания может закрыть от нескольких десятков до сотни торговых объектов.

Ашан. Фото из свободного поиска
Ашан. Фото из свободного поиска

Кому в России живется хорошо, а кому плохо?

Впрочем, под давлением ряда факторов плохие показатели демонстрируют и другие сети. Еще в 2018 году сообщалось о возможности продажи гипермаркетов «О’Кей», а в 2019 году стало известно, что за долги сеть может забрать Сбербанк. В Metro Cash & Carry также не первый год теряют покупателей и выручку, правда, все магазины работают и о возможных закрытиях пока ничего неизвестно.

В «Магните» в прошлом году тоже сообщили об отказе от развития гипермаркетов в классическом виде, но закрываться крупноформатные магазины не будут — их реформатируют в современные «суперсторы», первый из которых был официально представлен в ноябре.

Одним из немногих ритейлеров в сегменте гипермаркетов, который постоянно наращивает выручку в России, остается немецкий «Глобус». Оперируя всего лишь 20 магазинами в стране и открывая по 1-2 гипермаркету в год, он уже давно входят в топ-10 по объему продаж. В чем секрет их успеха на падающем рынке, ответить сложно. Но если верить официальным цифрам, голосуют в пользу «Глобуса» сами покупатели.